Консультация для педагогов ДОУ "ФГОС ДО"
Консультация для педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основные положения.
Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, нужно обратиться к
Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому 1 сентября 2013 года. Этот закон внес
ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в целом, так непосредственно в дошкольное образование.
В структуру Российского образования входят: общее образование, профессиональное образование, дополнительное
образование и профессиональное обучение. Изменения структуры системы образования заключаются в следующем,
добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и дошкольное образование юридически не считалось
уровнем или ступенью, что не позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень дошкольного образования
особенный: во первых он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку какую либо ответственность за результат.
Уровень образования - согласно федеральному закону это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной
единой совокупностью требований. Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Мы переходим от ФГТ дошкольного образования к ФГОС. Работа по внедрению ФГТ начата в марте 2010 года, с 1 января 2014 года вступают в силу ФГОС.
В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года об утверждении стандарта сказано:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»
от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу.
Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются
образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие, физическое развитие.
Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим
преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач
по четырем направлениям развития ребенка физическое развитие, социально- личностное, познавательное – речевое, и
художественно – эстетическое развитие.-Вы уже видите преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. Обратите внимание на слайд.
Слева 5 образовательных социально- коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: познавательное развитие
и речевое развитие. Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно остаются, как и прежде.
Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции.
Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное
развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности
при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.
Социально – коммуникативное:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
- музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться в определенных
видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте - это
непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность,
экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте - это освоение целого ряда видов детской деятельности.
Что это за виды детской деятельности? Они были прописаны в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности
, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития.
Давайте еще раз на них остановимся.
Это:
Игровая деятельность.
Коммуникативная (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
Познавательно – исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными доступными
детям способами, экспериментирование с ним).
К реализации основной образовательной программы относится так же оценка индивидуального развития детей, в виде мониторинга.
Образовательный стандарт выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.
Педагогическую диагностику проводит педагогический работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей.
Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе дальнейшего планирования. Что это значит?
Это внутренний педагогический мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие – то оценки и
сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.
Психологическую диагностику можно проводить дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с
целью выявления индивидуальных психологических особенностей детей. Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.
Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок может развиваться гибко ипластично. Что это значит?
Он может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это нормально для данного возраста.
Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут
сильно отличаться друг от друга по своему уровню развития.
Непосредственность и непроизвольность являются особенностями дошкольного детства.
А также дошкольное образование имеет свои собственные системные особенности: во первых это не обязательность уровня
дошкольного образования в РФ. Что значит не обязательность уровня? Не закончив один уровень образования, человек не может перейти
на следующий уровень. К дошкольному образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому что мы не имеем
права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат. Маленькие дети не могут нести полноценную ответственность за результат,
за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать,
другое дело требовать.
Что же вытекает из этой специфики. Учет выше перечисленных особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к
ребенку дошкольного возраста каких - то конкретных образовательных достижений. Мы знаем, что от ребенка в школьном возрасте
требуются достижения. У дошкольников это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов освоения образовательной
программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не могут служить основанием для:
- аттестации педагогических кадров
- оценки качества образования
- оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга
- оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения в показатели качества выполнения задания
- распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО
Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования, вспомните интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.
ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать.
Почему это происходит, если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Там описаны следующие основные уровни направления дошкольного образования:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических
и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья.
У остальных есть свои уровни направления образования:
- овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Это основные задачи начального общего образования.
Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом.
Это не значит, конечно, что если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо ограничивать, но это и не
значит, что его надо заставлять.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.