Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 11.12.2024, 15:23

МКДОУ д/с №16



  • Меню сайта
    Для Вас, родители!

  • Мнение родителей
  • Работа с родителями
  • Информация для родителей
  • Просвещение родителей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Календарь
    «  Декабрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Форма входа
     

    Консультации для родителей по введению ФГОС.

    Консультация для родителей "Разработка и введение ФГОС ДО в ДОУ"

    ФГОС для дошкольного образования

     

       На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован закон о принятии

     федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

       ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями

    вступившем в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

    Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

       1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной

    программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

       2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,

    материально-техническим и иным условиям;

       3) результатам освоения основных образовательных программ.

       В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия

    установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных

    программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации

    обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

    сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

       Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в

    получении дошкольного образования.

    Стандарт учитывает: 

    • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

    социокультурное разнообразие детства;

    • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
    • потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья; 
    • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

      Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

      Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с

    того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех.

    Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования?

    Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого

    не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными

    игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная

    матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта

    дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради

    развития способностей каждого ребенка.

    Стандарт может быть разнообразным?

       Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и

    программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов.

    В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу,

    а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас,

    и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

    ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ

    Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

       Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе

    невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен...

    Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и

    всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

     А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным государством видением детства?

       Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь

    такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются

    с вопросом, почему дети стали такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие. Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в

    моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту

    картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5 - 3 годам дети

    приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны

    совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми.

    А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.

    Дошкольники теперь будут больше учиться?

       Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в

    мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество,

    диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного образования - сделать его по образу и подобию

    школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

    ЕГЭ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НЕ БУДЕТ

    Как проверить, освоил ребенок этот стандарт или нет? Ввести тестирование перед первым классом?

       Никаких оценок академических достижений ребенка 4 - 5 - 6 лет! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия,

    проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм тестирования, в том числе Единого государственного экзамена

    для малышей не будет.

    По сути, вы пытаетесь предложить единую модель, которая устроит родителей, учителей начальной школы, воспитателей

    в детсадах и пойдет на благо самим детям. Это все можно совместить?

       Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о ком вы говорите, должен участвовать в переговорах ради развития своего ребенка.

    Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой.

    Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которых он не задавал. Стандарт начальной

    школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем.

    Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

    А кто готовит стандарт дошкольного образования? Могу я где-то ознакомиться с проектом и, как родитель, внести

    свои замечания и предложения?

        Подготовкой стандарта занимаются эксперты и проектировщики, психологи разных групп, социологи, педагоги, управленцы, причем

    часто у них противоречивые взгляды. Мы все ищем стратегию согласия. Наши обсуждения не тайна за семью печатями. Мы открыты к

    обсуждению всех вопросов. Все материалы стандарта начиная с июня будут вывешиваться на сайте Федерального института развития

    образования (www.firo.ru), а также на портале Министерства образования и науки (Минобрнауки РФ).

     

     

    ФГОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     

    Консультация для родителей
    «Что должны знать родители о ФГОС ДО
    »

     

        Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного

    образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного

    возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

        Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний,

    умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

    Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском

    саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного

    образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие

    требования к результатам освоения программы.

       Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют

    в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического

    развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных

    знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит

    специфике развития детей дошкольного возраста.

       Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования.

    Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

       При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого

    ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    . В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения

    программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

       Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана

    обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна

    выполняться каждым дошкольным учреждением.

       В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников.

    Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не

    соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается

    как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

       Новый документ ставит во главу углаиндивидуальный подход к ребенку и игру,где происходит сохранение самоценности дошкольного

    детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и

    отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость

    отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

       Ведущими видами детской деятельности станут:игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

    Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

       Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с

    учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

    В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д.

    Все это заложено в образовательные области.

    Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны

    быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
       Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    • принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать
    • поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")
    • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
    • спецификой и возможностями образовательных областей;

      Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных

    областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
    Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со

    сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей

    обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи

    в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя

    подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения

    мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

      -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

       В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации

    образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и

    проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с

    детьми по «событийному» принципу.Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные

    праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно

    готовиться, которых можно ждать.

       Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное

    участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

    — решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность,

    осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе

    режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

    Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность

    взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

    — взаимодействие с родителями;

       Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы,в создании

    условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии

    его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того,

    какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

    — И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными

    программами начального образования, чего не было ранее.

       Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка

    преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как

    полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста

    нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

       Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система

    дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.

    Во-вторых, в приказе много положительного:

    • Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
    • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику
    • национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
    • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых
    • ориентиров для каждой образовательной области.
    • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
    • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

     

     

    Поиск по сайту...
    Архив
    Наши коллеги
  • МКДОУ №1
  • МКДОУ №5
  • МКДОУ №8
  • МКДОУ №13
  • МКДОУ №15
  • МКДОУ №20
  • МКДОУ №22
  • МКДОУ №32
  • Полезные ссылки
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Официальный сайт Министерства просвещения РФ
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Единое окно доступа к информационным ресурсам
  • Министерство образования Иркутской области
  • Управление образования г. Бодайбо
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
  • ОГАОУ ДПО ИРО
  • Ресурсный центр


  •          


                  


              
           


         
    МКДОУ д/с № 16 "Алёнушка" 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz